Дрейхан Татищев (dreihan) wrote,
Дрейхан Татищев
dreihan

Это надо помнить...

Сейчас, когда многие вспоминают о Сталинградской битве, а кто-то даже дискутирует о необходимости переименования города, я предлагаю вспомнить годовщину ещё одного немаловажного исторического события

70 лет назад, 7 февраля 1943 года, во всё ещё осаждённый Ленинград, прибыл первый поезд с «Большой Земли». Поезд прибыл на полуразрушенный Финляндский вокзал по «Дороге победы» (железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны). Возможность прокладки данной дороги появилась после частичного прорыва блокады и освобождения войсками Ленинградского и Волховского фронтов г. Шлиссельбурга и южного побережья Ладожского озера (шириной в 8—11 км).

Протяженностью 33 км, линия была возведена под артиллерийско-миномётным обстрелом всего за каких-то 17 суток. Тяжело далось это строительство. Взять хотя бы тот же мост через Неву. У копровщиков, например, за один рабочий день, по нормам мирного времени, полагается забивать 20 свай. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Взрыв! – и «окно» готово. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них – продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы. Борясь с подводным течением, мост, а точнее, свайно — ледовая переправа выгнулась дугой. Дуга делала ее более прочной. Невысок получился мост – едва надо льдом поднимается – и такой узкий, что, если бы встретились на нем человек и поезд, — не разойтись! Некуда было бы человеку податься. Но все-таки мост был готов. Построен раньше намеченного срока, несмотря ни на что!

Ленинградский фронт и осажденный город получили новую железную дорогу. Начиналась она от станции Шлиссельбург, преодолевала 1300 метров переправы, ныряла в глубокую выемку на правом берегу реки, круто взбиралась по подъему и уже по открытому полю спешила к Ленинграду. В другом направлении от Шлиссельбурга железная дорога шла мимо редкой дубовой рощицы к станции Левобережная (три нитки пути, одна землянка для дежурного и две — для стрелочников), дальше – мимо торфяных болот, по открытому полю, а всего в нескольких километрах от переднего края фашистских войск – к станции Липка. За разъездом Междуречье у новой станции Поляны эта дорога выходила на старую линию Ленинград – Волховстрой, и отсюда уже шпалы бежали на «Большую Землю».


Первый поезд привез в блокадный Ленинград 800 тонн продовольствия. Вероятно, многие верили, что вот-вот впереди окончательное снятие блокады. История распорядилась немного иначе, впереди была постройка нового, более основательного моста. Да и не стоит забывать, что гитлеровцы тоже не дремали...


Фото http://world-war.ru/

Позже железнодорожники подсчитали: с 7 февраля 1943 года до 27 января 1944 года (дня полного снятия блокады Ленинграда) по «Дороге Победы» прошло более 4,5 тысяч поездов. Сквозь бой. Преодолевая смерть. Ради Великой Победы!


Фото http://vk.com
Tags: история, общие размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments